Факультет журналистики ЧелГУ
Новое поколение понимает, что за медиа – будущее
Зачем идти учиться на журналиста, если можно просто стать блогером? Где граница между профессиональным работником информационной сферы и рядовым создателем контента? Как Трампу и Навальному удалось раскрутиться без поддержки традиционных СМИ? Об этом и о многом другом – в интервью с деканом факультета журналистики ЧелГУ Борисом Николаевичем Киршиным

– Борис Николаевич, находясь в паре шагов от выпуска из университета, не могу не спросить: чем, на ваш взгляд, воспитанники журфака ЧелГУ отличаются от воспитанников журфаков других вузов?

– Глубокими гуманитарными знаниями. За четыре года их не просто обучили журналистскому мастерству, но и дали по-настоящему качественное, фундаментальное образование. Сейчас, когда практически каждый занимается созданием контента, это кажется нам особенно актуальным. Возникает острая потребность в человеке, который знает, что такое информация, понимает ее значение, умеет верифицировать различные факты и данные. В новых условиях журналист становится экспертом в мире, где пишут все и обо всем.

– Но разве тенденции последнего времени не говорят о скорой смерти журналистики как профессии? Кооперация «YouTube и блогеры», например, уже отхватила львиную долю аудитории традиционных СМИ. А совсем недавно в Госдуме выступала Саша Спилберг. Из студентов журфака, например, ни с кем такого не происходило.
– Если говорить конкретно о блогерах, то я считаю, что это все-таки не журналистика. Журналистика – это профессиональная работа с информацией, ответственность, журналистская этика и так далее. Блогеры от этого освобождены. Иногда они делают что-то интересное, но это только проблески. Сегодня есть, завтра уже нет. А журналист, выпускник нашего факультета, обязан создавать контент каждый день, причем на высоком профессиональном уровне. Другое дело – в принципе цифровые платформы, которые позволяют в некоторых случаях обходиться без профессиональных журналистов. Пример – президент США Дональд Трамп, который, по сути, без прессы (активно ему противостоявшей) общался с народом через свой Twitter. И вроде как получилось, он нашел путь к сердцу избирателей, минуя СМИ. Однако в этом и других подобных случаях интернет выступает лишь способом доставки контента – и ничем большим.

– А как же быть с тем, что сегодня блоги становятся двигателем общественных масс? Обратимся к Навальному и антикоррупционным митингам. Это та история, когда классические журналисты не участвовали в привлечении аудитории на мероприятие. Кампания анонсировалась главным образом через YouTube и официальный сайт оппозиционного политика.
– Я считаю, что дело здесь не в новых каналах информации, а в актуальности заявлений, с которыми Навальный обратился к обществу. Любой журналист, способный сказать что-то значительное, важное для жизни человека, может воспользоваться теми же каналами и добиться того же успеха. Эффективность интернета действительно высока, но я повторяю: это все-таки способ дистрибуции, доставки контента, а не его создания.

– Тем не менее, сейчас работодатели чаще всего ищут контент-менеджеров. На журфаке ЧелГУ пока этим не занимаются. Считаете ли вы это большой проблемой?
– На самом деле, мы каждый день этим занимаемся. Учим студентов понимать, что такое медиа, отличать хорошие тексты и фото от плохих. По сути, это и есть контент-менеджмент. Я думаю, название профессии здесь ни при чем. Если нашего выпускника посадить на социальные сети, он запросто сможет разобраться в ценности новостей, почуять, откуда дует ветер и подстроиться под требования аудитории.

– Не так давно журфак ЧелГУ на какое-то время стал частью Института гуманитарного образования. К счастью, в итоге он снова обрел статус факультета. Почему так важно быть самостоятельной образовательной структурой?
– Пребывание наше в составе ИГО я считаю огромной ошибкой. В первую очередь – потому что был утрачен бренд факультета журналистики. Мы вроде бы занимались тем же, чем занимались всегда, поддерживали тот же высокий уровень. Однако к нам стали меньше приходить люди. Были и внутренние негативные моменты. Институт направлял средства на какие-то актуальные для него направления, и чаще всего это была не журналистика. Мы вообще перестали развиваться. Это была беда. Здорово, что молодой ректор Диана Александровна Циринг поняла важность этого дела и приняла решение воссоздать журфак. Жизнь сразу показала, что это был правильный шаг. В 2014 году, находясь в составе ИГО, мы набрали порядка 40 человек на все образовательные программы. На 2015-2016 учебный год эта цифра увеличилась в два с половиной раза. А в последний учебный год на журфак пришло более 140 человек – такого никогда не было в истории факультета. Мы снова стали крупнейшим центром подготовки журналистов на Южном Урале, по мощи, по объему. Мы стали соотноситься даже с другими, более крупными факультетами в стране.

– Чем вы можете объяснить такой поток абитуриентов в прошлом году?
– Дело в том, что у молодежи внутри есть правильное чувство будущего. Новое поколение понимает, что за коммуникациями, за медиа – будущее. Мы уже вступили в информационное общество, и, по прогнозам ученых, достаточно скоро две трети населения земного шара будут заняты в сфере коммуникаций. Да и уже сейчас каждая сфера деятельности нуждается в информационной поддержке. Везде нужны люди, умеющие работать с информацией. Это открывает безграничные возможности для трудоустройства и карьеры выпускника факультета журналистики.

– В этом году стоимость обучения на журфаке ЧелГУ повысится до 100 тысяч рублей. Как думаете, такая сумма не остановит поступающих?

– Не думаю, что количество желающих поступить именно на факультет журналистики ЧелГУ существенно сократится. Я уверен, что в ситуации возросшей стоимости образования абитуриенты будут выбирать наш факультет. Во-первых, благодаря его репутации. Во-вторых, в связи с тем, что планка
оплаты – не самая высокая.

– К чему вообще стоит готовиться абитуриентам? Сложно будет учиться?
– Их ждет работа, возможно, более сложная и серьезная, чем в школе, но крайне интересная. Они с первых дней вольются в большую журфаковскую семью, увлеченную постижением медиа, с первых дней почувствуют себя журналистами. Ребятам предстоит окунуться в особую атмосферу полной свободы слова внутри факультета, доверия и дружелюбия.

– Пространства конкуренции не будет?

– Конкуренция, конечно, будет, но не из разряда «я великий, а все остальные профаны». Здоровый, творческий соревновательный дух. Например, если на одну тему будет создано несколько интервью, редакции учебных СМИ выберут лучшее из них. И это заставит автора, оставшегося вне данного выпуска, совершенствоваться.

– Давайте попробуем составить список вещей, которые обязан сделать каждый студент за четыре года обучения на факультете журналистики ЧелГУ.
– Он должен научиться технике профессии, овладеть инструментарием журналиста, освоить пласт литературы, использовать это время для встреч и разговоров с интересными людьми. Очень важно попробовать применить свои знания в научной сфере: подготовить курсовую, дипломный проект. И попытаться сверить собственные знания, навыки с требованием реальной отрасли – то есть хорошо поработать на практике. Наверное, это минимум, который должен освоить любой студент нашего факультета.
Хочу на журфак!
Заполните все поля формы, чтобы сотрудники факультета могли ответить на ваш вопрос и предоставить актуальную информацию о поступлении на факультет журналистики ЧелГУ в 2017 году
Укажите ваш E-mail
Как вас зовут?
Укажите ваш номер телефона
Какое направление вам интересно?
Укажите свой статус
Новое поколение понимает, что за медиа – будущее

На факультете журналистики ЧелГУ стартовала приемная кампания –
уже сегодня каждый желающий может подать документы на поступление.

Декан журфака Борис Киршин отвечает на вопросы о факультете и профессии, объясняет, зачем идти учиться на журналиста, а также рассказывает, где граница между профессиональным работником медиасферы и блогером.

У студентов журфака ЧелГУ началась производственная
летняя практика
Самыми востребованными редакциями СМИ оказались ГТРК «Южный Урал», потрал 74.ру, «ОТВ», «31 канал» и радио «Лоре».
Часть студентов проходит практику
в Германии и Севастополе.
В учебной медиалаборатории факультета журналистики прошла встреча
с абитуриентами
Вышел в свет свежий выпуск ежегодного альманаха журфака ЧелГУ «Медиасреда»
Студенты первого курса защитили экзаменационные проекты
по Основам конвергентной журналисткой деятельности
Преподаватели журфака участвуют в научной конференции в Польше
20 июня – 28 августа
Начался прием документов на обучение
по программам бакалавриата, магистратуры и аспирантуры на факультете журналистики Челябинского госуниверситета
Оставьте свои контактные данные и сотрудники журфака расскажут обо всех нюансах поступления и особенностях обучения на факультете журналистики
На факультете журналистики ЧелГУ действуют программы бакалавриата
по направлениям «Журналистика»
и «Реклама и связи с общественностью»,
а также открыта магистратура и аспирантура по профилю
Полный набор
образовательных программ
Подготовка журналистов и специалистов
по рекламе и PR в Челябинском государственном университете ведется опытным научно-педагогическим составом факультета журналистики, начиная с 1987 года
30-летний опыт
подготовки журналистов
Ежегодная летняя производственная практика студентов при поддержке Кильского Университета прикладных наук (FH Kiel, Fachbereich Medien)
Международная практика
студентов в Германии
В текущем году на факультете реализуются грантовые научные проекты
по визуализации данных и медиаобразованию молодежи
Научная работа студентов и грантовая поддержка проектов
Медиапрофессионалы (как местные, так и федеральные) проводят мастер-классы для студентов и непосредственно участвуют в образовательном процессе – это позволяет сократить разрыв между теорией и практикой
Лекции читают действующие журналисты и рекламисты
На факультете действует конвергентная система учебных СМИ: журнал «Reлеванс», газета «ЖурFIX», радио «Диктум», телевидение «Po_sety» и «ЖурфакТВ», а также учебный медиапортал jourcsu.ru.
Современный учебный
медиахолдинг

Факультет журналистики ЧелГУ – Челябинского государственного университета

6 июля состоялось вручение дипломов бакалавров и магистров факультета журналистики ЧелГУ
Инструкция
для абитуриентов
Светлана Симакова, заведующая кафедрой журналистики и массовых коммуникаций ЧелГУ
«Такой насыщенной студенческой жизнью может похвастаться далеко не каждый факультет!»
Читать далее »
Бакалавриат
Заочно - 36 400 руб./год
Очно - 100 120 руб./год
Журналистика
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает решение профессиональных задач
в средствах массовой информации и в смежных информационно-коммуникационных сферах.
Бакалавриат
Очно - 100 120 руб./год
Реклама и связи с общественностью
Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает решение задач продвижения государственных органов и учреждений,
их позиционирование в рыночной среде.
Вступительные испытания (ЕГЭ):
русский язык, обществознание, история
Вступительные испытания:
русский язык (ЕГЭ), обществознание (ЕГЭ),
творческий конкурс
Бакалавриат
Магистратура
Заочно - 46 200 руб./год
Очно - 109 470 руб./год
Журналистика
Количество бюджетных мест
очной формы обучения: 15 мест
заочной формы обучения: нет
Вступительные испытания:
(на базе высшего образования)
творческий конкурс
Подача документов: до 10.08.2017
Магистратура
Заочно - 46 200 руб./год
Очно - 109 470 руб./год
Международная
журналистика
Количество бюджетных мест: нет
Вступительные испытания:
(на базе высшего образования)
творческий конкурс
Подача документов: до 26.08.2017
Аспирантура
Заочно - 55 000 руб./год
Очно - 111 300 руб./год
Средства массовой информации
и информационно-библиотечное дело
Вступительные испытания:
спецдисциплина (журналистика), иностранный язык
Подача документов: до 26.08.2017
Магистратура
Заочно - 46 200 руб./год
Очно - 98 300 руб./год
Креативные технологии в словесном творчестве
и журналистике
Вступительные испытания:
(на базе высшего образования)
портфолио и мотивационное письмо
Подача документов: до 26.08.2017
«Факультет дал мне знания,
а главное – возможность практиковаться во время учебы, ведь работу
на ГТРК я получила после производственной практики на третьем курсе».
Дарья Блинова
выпускница 2013 года,
ведущая и продюсер
ГТРК «Южный Урал»
Дмитрий
Коноплев
выпускник 2009 года,
руководитель
информационного
портала Mediazavod.ru
Александр Королев
выпускник 2004 года,
главный редактор бизнес-портала и журнала «Деловой квартал – Челябинск»
Выпускники журфака – опытные и именитые журналисты
Екатерина Железнякова
выпускница 2004 года,
руководитель отдела
по развитию бренда
обувного холдинга «ЮНИЧЕЛ»
Юлия Юмагуена
выпуск 2015 года,
ведущая утренней
редакции телеканала
«Вся Уфа»
Яна Тормина
выпускница 2009 года,
корреспондент ГТРК «Южный Урал»,
ведущая программы «Без купюр»
Лев Битков
выпускник 2008 года,
корреспондент ГТРК «Южный Урал»,
ведущий программы «Без купюр»
Официальные документы
Встреча руководства факультета журналистики с абитуриентами
2 корпус ЧелГУ, медиалаборатория
Начало в 15:30
Консультация по вступительному творческому конкурсу
2 корпус ЧелГУ, медиалаборатория
Начало в 16:00
07
июля
07
июля
Консультация по вступительному творческому конкурсу
1 корпус ЧелГУ, Приемная комиссия
Начало в 16:30
Вступительный экзамен «Творческий конкурс» по журналистике»
1 корпус ЧелГУ, Приемная комиссия
Начало в 9:00
10
июля
11
июля
Консультация с заведующей кафедрой
журналистики и МК
1 корпус ЧелГУ, Приемная комиссия
Начало в 13:00
Презентация факультета
журналистики
1 корпус ЧелГУ, Приемная комиссия
Начало в 16:00
12
июля
14
июля
Вступительный экзамен «Творческий конкурс» по журналистике»
1 корпус ЧелГУ, Приемная комиссия
Начало в 9:00
Консультация с заведующей кафедрой
журналистики и МК
1 корпус ЧелГУ, Приемная комиссия
Начало в 13:00
19
июля
18
июля
+7 (351) 799-70-30
г.Челябинск, пр. Победы, 162-в, 4 этаж
journalism@csu.ru / jourcsu.ru
+7 (351) 799-71-66
ул. Бр.Кашириных, 129
www.csu.ru
Подробная программа мероприятий
для абитуриентов (*.doc)
ФГБОУ ВО «Челябинский государственный университет», 2017